Дежурный по стране, 05.05.2008

эфир от 05.05.2008

М.: Вы все знаете, что было большое событие, а именно - наш президент возглавил партию, что собственно никого не удивило, и в общем-то, это дело президента. Удивило меня другое - что президент партию возглавил, но он в нее не вступил. Поскольку это довольно редкий случай в мировой истории, то я хочу спросить у Вас, может быть мы по ассоциации, по сравнению что-то поймем: есть ли что-то, что бы Вы хотели возглавить, туда не вступая?

Ж.: Я возглавил бы "Газпром", не вступая туда. Вот интересно, по-моему, каждый мужчина мечтает возглавить семью, туда не вступая. Не неся, так сказать, конкретных обязанностей по ремонту, по всем домашним делам. Просто - глава семьи и глава семьи, всё. Где он сейчас находится, нам пока неизвестно. Но он глава семьи. Я, когда смотрел на праздничные лица, мне тоже все время хотелось подойти и спросить: "Вы чего собрались? Вы для себя или для нас? Как вы в принципе?" Они же как-то так не ставят никаких задач перед собой, не ставят никаких задач перед нами. Но праздничные лица свидетельствуют о том, что: "Я рад, что вступил. Всё позади!" Это называется - всё позади. Ну вот мне всё время хочется как-то пробраться туда (меня туда никто не зовет), пробраться туда и спросить: "По какой причине вы здесь собрались?" Потом вежливо отойти и сказать: "А. ну это совсем другое дело..." - не влезая в душу. Но мы все, конечно, с радостью смотрим, какое это праздничное зрелище: "Ой, и это, и то, и другое... И Владимир Владимирович, и два президента..." Когда они появляются, это, конечно, огромный подъем. Могло бы быть даже и три. Но есть пока два, что тоже хорошо. И этот радостный подъем на съезде, все опять стоя аплодируют, все опять единогласно решают. Вообще, все решения, принятые единогласно, вызывают у меня дикую настороженность. Но это неважно, при таком радостном подъеме, и особенно когда я уже понял, для чего они все собрались, теперь посмотрим, какое это влияние окажет вообще на нашу жизнь. На их жизнь ? уже понятно. Вообще человек, который ползет наверх так упорно, знаете почему: он чувствует - там его компания. Я закончил.

М.: Журнал "Форбс" выяснил, что наши парламентарии самые богатые в мире. Что у нас двенадцать миллиардеров в Думе и в Совете Федерации, общее состояние которых составляет сорок один миллиард долларов. Как Вам кажется, когда люди во власти очень богаты - это хорошо или плохо?

Ж.: Честно говоря (вот я сейчас скажу очень честно), не видел бедного человека во власти. Ну уж если, допустим, там собираются такие богатые и вдруг кто-то бедный - он через полчаса станет богатым. Особенно если ему поручить снабжение бедных. Это золотое дно! Какой-то банкир сказал где-то: "Вот мы сало кладем в холодильник, мы вынимаем из холодильника, сало не наше, сало чужое. А в чем наша выгода? А жир на пальцах остается". Это вот очень точно. Поэтому когда ты снабжаешь бедняков, у тебя на пальцах остается жир, масло, сахар. Всё остается на пальцах или в виде денег, или в виде продовольствия, тем более что всё сейчас дорожает. И каждый, кто сидит на берегу денежного потока, который снабжает (а там, во власти, они все чем-то занимаются, там же не может быть, недаром количество миллиардеров в парламенте зашкаливает уже за всё)... И наш народ, я не знаю, как он вообще равнодушно смотрит - вот же они все собрались! Чего ж ты? То есть ты до сих пор так кипел и возмущался - так вот они все! Чего же, вот же все же ясно? Вот у большевиков было какое-то время, первый год после революции, там даже, по-моему, министр продовольствия Цюрюпа падал в голодный обморок.

М.: А это не легенда?

Ж.: Если это не легенда. Они так говорят.

М.: Потому что странно, что министр продовольствия падал. Как-то это слишком красиво, чтобы быть правдой.

Ж.: Министр продовольствия - это красиво, слишком, да. Слишком всё совпадает. Ну, упал в голодный обморок. Никто не снял это. Сейчас бы это сняли, конечно это всё бы пошло бы на экране. Вот с большевиками была такая история, действительно. А буквально несколько лет прошло, и мы все уже видели, что у них появились пайки, в которых чего только не было. Поэтому правительство, состоящее из бедных, может быть только в течение нескольких часов после революции. Потом время это заканчивается.

М.: А это всемирный закон или не всемирный?

Ж.: По-моему, всемирный закон.

М.: Это везде так?

Ж.: Везде.

М.: Как-то это так оптимистично звучит.

Ж.: В принципе, чтобы остаться честным человеком, не надо самому туда подходить - к распределиловке. Потому что не ставьте свою честность в такие дикие обстоятельства, когда она подвергается такому страшному испытанию. Просто вот не надо ставить, и видите дома, и оставайтесь порядочным человеком. Если вы пойдете распределять с криком: "Я наведу там порядок!" - жалкая участь.

М.: Совет Федерации вроде как одобрил введение нового государственного праздника ? восьмого июля, в день святых Петра и Февронии, который будет называться День супружеской любви и семейного счастья. Это правда. В связи с этим я хочу спросить Вас, вот как-то праздник ведь должен же проводиться, вот какие должны быть ритуалы, например, в это день? И вообще, как проводить праздник, который называется День супружеской любви и семейного счастья?

Ж.: У нас праздников много, ритуал один. При наличии такого вот традиционного ритуала, главная наша задача - попасть в ту же семью, откуда ты вышел. Вообще, конечно, в нашей стране семья вещь очень хрупкая. Я сейчас почему-то говорю серьезно. Вот от легкого государственного ветра, от небольшой государственной вони - она шатается. Хотя нам внушают, что семья - это ячейка, она должна быть прочной. Но она шатается первая. У нас человек, вступивший в первую семью, никогда не может поручиться, что он закончит свою жизнь в этой же семье. Что я еще хочу сказать, вот мы сейчас об этом не говорим - но еда-то дорожает! Закуска-то дорожает! Мы все об этом молчим, но это же всё дорожает. Поэтому как бы нам опять не пришлось занюхивать спичками. Вот я же помню, как только выпил - и потом же нужно чем-нибудь обязательно, чем угодно, хоть пробочкой, запашочек чтоб был какой-то другой, конфетка чтоб была соевая. Мы же, еще начиная с нашего поколения, первыми стали использовать био-топливо для передвижения, для скорости. Не в машине, а в себе. И мне сейчас очень трудно представить при том, что еда дорожает, а трактор будет на спирту (потому что, что такое био-топливо - это спирт), я не представляю, что будет твориться на заправках. Это будут по стаканам разливать. И куда шланг втыкать, тоже не знаю. И в принципе, я представляю, какое будет количество людей с просьбой облизать шланг. Если трактор на спирту, то ты даже не сможешь определить то количество топлива, которое уходит в мотор, расход в моторе и расход в тебе. В общем, конечно, будущее нас ожидает очень интересное, с этим семейным счастьем. Но я думаю, что все-таки вот это подорожание еды на нас должно сказаться благотворно. Извините, опять говорю серьезно, просто потому что хватить уже без конца жрать чужую еду за чужие деньги. Где наша петрушечка, огурчики, где закусочка к этому трактору, который на спирту? Я не знаю, от этих моллюсков, которые я сейчас пользую вместо помидорчиков, не рождается ничего в голове. Эти все восточные грибы и моллюски - ни черта, они беседу даже не дают. Они не дают разговор никакой.

М.: Вот чем мне нравится эта передача в частности, что никогда не знаешь, когда задаешь Михал Михалычу вопрос, про что он начнет говорить. Вот никогда неизвестно. И это, мне кажется, замечательно. ВЦИОМ провел исследование, результаты которого...

Ж.: Я как-то сегодня сам от себя не в восторге, я поэтому немножко...

М.: А мы в восторге.

Ж.: Ну и всё, хорошо тогда. Давайте я буду сосредотачиваться. Что ВЦИОМ сказал?

М.: ВЦИОМ провел исследование, очень оптимистичное, как мне кажется. ВЦИОМ выяснил, что за последние десять лет количество счастливых людей увеличилось с шестидесяти до семидесяти семи процентов в нашей стране.

Ж.: А их было шестьдесят?

М.: Да. Я хочу заметить, что их было не шестьдесят, а шестьдесят процентов.

Ж.: Шестьдесят процентов от?

М.: Не шестьдесят человек, а шестьдесят процентов.

Ж.: Шестьдесят процентов. От всех нас. А вы как-то отличаете счастливого человека от несчастливого? Вообще вот Вы встречаете много счастливых людей, в отличие от ВЦИОМа?

Ж.: Нет, счастливых я встречаю мало. Ну бывает человек, который лижет мороженое, у него лицо выражает какое-то счастье на данный момент. Счастье вообще странная штука, я прихожу домой, когда все дома - счастлив. Я прихожу домой, когда никого нет дома - я тоже счастлив. Я не знаю, это странная штука. Честно говоря, я не знаю, как счастливого отличить от несчастливого. Тут можно путать. Когда я приезжаю в Америку, допустим, казалось бы, наши люди, которые очень довольны, они находятся в стране своей мечты, уже на вершине, там абсолютно уже "последний причал", больше им ехать некуда, но я не могу сказать, что они там счастливые люди. Довольные - да. Вот мне кажется, что довольный человек - это длинное состояние. Счастье - это короткая штука. Счастье - это вот этот короткий перерыв между, допустим, как у меня - между успехом и тревогой. Я все время обращаюсь туда: "Удлини ты мне этот промежуток немножко!" То же самое у вас происходит и у нас у всех - купил автомобиль. Мечта! И вот этот маленький промежуток между тем, что вот ты приехал на машине и теперь надо: застраховать, поставить охрану, надо следить за ней. Утром вскакиваешь: он еще там? Черт его знает, где он за окном, есть он или нет, ты не знаешь. Вот этот маленький промежуток надо увеличить, вот это счастье. Ты, если бы мог человека зафиксировать, вот если бы эти люди, которые опрашивают, как раз могли бы подловить человека... Тут же неизвестно, опрошенные в каком состоянии были. Ты поймал его в хорошем состоянии, мало ли что, дома всё хорошо. Ну вдруг, случайно, дома всё хорошо, бывает такое. Вдруг еще сошлось - на работе всё хорошо. И как-то со стороны государства никаких проблем. Он счастлив! И ты в это момент его опросил. Он счастлив, да. Но это кратчайшее, конечно. Наш человек, если он не чувствует себя счастливым, он добавляет немножко, пока не почувствует себя счастливым.

М.: Вы уже сказали про Медведева, прозвучала уже эта фамилия, вот уже буквально на днях он станет президентом и после этого очевидно, что ему придется очень много общаться, очень много вести разных переговоров. Потому что президент всё это делает. Хотелось бы, чтобы Вы, как человек опытный, посоветовали нашему президенту, как правильно общаться с людьми и как правильно вести переговоры, чтобы добиться своего?

Ж.: Я, как человек опытный, никогда, в общем, в переговорах не участвовал. Я всегда добивался успехов в одиночестве. Я не добивался успеха путем переговоров, как каждый пишущий или выступающий человек. Ну где-то были у меня переговоры, что-то типа торговли, но я там все время проигрывал. Там ничего интересного. Я проигрывал, потому что я не люблю рисковать, я даже когда подходил к автомату в игорном зале, я тоже всегда проигрывал. Вообще, при общении двух человек проще надо быть и к тебе потянутся люди. Проще! Жалобней! Тут я недавно слушал одного священника, он говорит, вот он пришел к старцу, говорит: "Я грешен". Тот говорит: "Да я еще более грешен". Вот это самый главный стиль взаимоотношений между людьми. Ни в коем случае ты не должен говорить, что ты умней! Ты не должен намекать, что ты образованней, что ты знаешь то, что твой собеседник не знает. Если мы говорим об общении. Не "обобщение", а об "общении".

М.: Два слова?

Ж.: Об общении. Два слова. Ты, даже если выиграл, ты должен говорить: "Я невезучий. Это случайно у меня получилось". Нужно забрать выигрыш и очень печально уйти, тихо-тихо. Что произвести очень грустное впечатление. Чтоб у человека, с которым вы встречались, осталось ощущение собственной значимости и своей собственной победы. И очень мне не нравится, когда какая-то группа людей, либо человек, говорит о каком-то превосходстве этой группы людей или этого народа. Это всё плохо кончается. Всё это невозможно как плохо кончается. Поэтому надо быть скромнее, мы не такие умные, мы не такие образованные, мы не такие... А потом посмотрим, кто в выигрыше. Извините за внимание, простите.

М.: В отчетный период исполнилось семьдесят лет Виктору Степановичу Черномырдину, и я не могу сказать, что это был такой всероссийский праздник, но как-то у меня сложилось ощущение, что все люди от президента до просто граждан как-то к этому искренне хорошо отнеслись. У меня к Вам вопрос такой: вот каким должен быть политик, чтобы после того, как он уйдет с больших постов, о нем вспоминали хорошо?

Ж.: Ну, у нас в стране премьер-министр всегда ценится мрачный и грубоватый. Вообще человек, который что-либо хочет построить, сделать, он мрачный и грубый, потому что он должен сеять ужас и страх, и содрогание на всех. ЧВС был и есть сейчас совсем другой. Он хочет быть ужасным, хочет быть грубым, доброта просто просвечивает. В Черномырдине гигантский опыт высмеивания своих подчиненных, как мне кажется. Вот это всё сказать... Ну, во-первых, когда он говорит: "В харизме надо родиться..." Ну это же идеально точно сказано! Немножко неграмотно, но какое наше дело? В конце концов, это гениально точно сказано всё. Он старается быть ужасным, потому что там, где он процветает и где он работает, там, как говорится, "только нагнись и ты будешь уже не всадник, а конь". Это уже мой афоризм. Поэтому он знает это и старается быть тяжелым, страшным, но у него не получается, у него такое мышление. Все вот эти его афоризмы - это абсолютно идет от народа. Вот он и есть народ. Он премьер по жизни. Всё, что он накопил на этих "северах"... Передали его шутку о том, что "даже собаки строганину без водки не едят". У меня лично он вызывает огромную симпатию. Как это лучше сказать - абсолютно юмор не подготовленный. Помимо воли у него это всё рождается, спонтанно. Когда он говорит, у него так рождается. И, мне кажется, что в его лице, Господь произвел попадание очень точное человека на его место. На его стул. А последнее время Господь часто промахивается.

М.: Ученые "Майкрософт" опубликовали доклад о том, к чему приведет революция в области электроники к 2020 году. Там такие есть занятные вещи, например: каждый член семьи будет точно знать, где находится другой член семьи, потому что будут видео всякие вещи. Нас будут лучше лечить, но мы будем хуже размножаться, поэтому будет гораздо больше пожилых людей. В общем, будет совсем другой мир. И в этом мире жить молодым. А чем вообще, на Ваш взгляд, принципиально отличается молодое поколение от Вашего?

Ж.: Я не знаю чем, скажем так, новое поколение отличается от нашего, я знаю, чем наше поколение отличается от нового. Можно так сказать?

М.: Как хотите.

Ж.: Вот я лучше с той стороны зайду. Мне кажется, что мы просто любили бесплатно. И считали в уме. Мы слишком многое держали в голове. Правописание, арифметику, физику, свое мнение, и что главнее, мнение своих друзей. Мы держали в голове, мы никому об этом не говорили, мы помнили наизусть много. Теперь ты можешь это всё не помнить, достаточно теперь это всё положить в карман. Мы тогда не очень любили страну, поэтому мы любили друг друга. Я мягко сказал "не очень любили страну". Умные люди думают всегда одинаково. Мы любили друг друга, мы нуждались друг в друге. И от этого наше поколение более сплоченное. И мне кажется, так как мы всё несли в голове, с нами интереснее было, когда мы приближались к женщине. То есть я не с аппаратом, где моя память, я был личностью, чтобы что-то сказать. Что еще нас объединяло - мы любили преподавателей. Потому что мы их любили бесплатно. Что тоже, как я слышал, сейчас уже не так. Мы любили бесплатно учителей своих. Не всех! Но некоторых - очень. Как я любил учителя русской литературы и русского языка. Как я любил преподавателя теории машин и механизмов в институте, и сопротивление материалов как я любил. Мы любили наших главных конструкторов и главных инженеров. Потому что это были такие же люди, как мы, но лучше нас. И чем интересно наше поколение: когда ты шел по улице, в Одессе где-нибудь допустим, там много подвальных помещений, ты заглядывал в это помещение через окно и ты видел, что сидит человек точно на таком же стуле, как ты у себя, ложится точно на такую же кушетку. Столы расшатаны точно так же, потому что жесткое мясо и тупые ножи, поэтому вот так вот ходил стол. И вся мебель такая же. И еда точно такая же. И количество денег такое же. И хочешь не хочешь, что в этом хорошего было, я не знаю, но это очень сближало людей. Ну мы доверяли, мы всем доверяли и до сих пор это сказывается. Мы доверяли, поэтому не научились торговать. Не научились назначать цены своей продукции. Не научились быть жесткими на переговорах. Мы все время себя унижаем, что может быть и хорошо, что может быть и плохо. Я думаю, что новые ребята - это совсем другое поколение. Новые ребята, что мне в них очень нравится, знают иностранный язык. Они знают английский, я покорен этим. Они знают эту всю аппаратуру. Но единственное что - придумываем это всё мы, пока еще. Саму аппаратуру. А уже продают, распространяют, устраивают все эти "Гуглы", все эти "Яндексы". На этом огромные деньги зарабатывают - это уже новое поколение. Потом, я надеюсь, подойдут из молодых те, кто просто будет придумывать. Десять человек будут придумывать, миллионы - нажимать кнопки. Сто человек придумывают, миллиарды нажимают кнопки. Так что всё впереди, посмотрим, как сложатся отношения.

М.: Вы не садитесь, потому что сейчас наступает тот момент, когда Вы начинаете читать Ваши произведения, а Вы это делаете всегда стоя.

Ж.: Я сегодня наметил себе прочесть о животных. У меня был позавчера концерт в зале Чайковского и дикий хохот вдруг раздался. Я приписал его таланту своему. Потом через некоторое время - опять взрыв хохота, опять приписал таланту, но вижу, что-то с публикой творится. Зал Чайковского, собираются довольно интеллигентные люди. Я плюнул на всё, чуть ли не сполз со сцены, спрашиваю: "Что там произошло?" Мне говорят: "Кот появился. Рыжий. Спокойно прошел через сцену". Я обратился к публике со словами: "Вот вы в одиночестве. Вот вы один идете по улице и встретите кота - вы расхохочитесь?" Почему, когда толпой... Короче, я сегодня решил прочитать о животных, потому что уж большая была интересная причина.

* * *

Песик японский пекинес умер от инфаркта...

* * *

Наша кошка Фелиция, преданная, но мрачная красавица...

* * *

Умней ворон нет.

Мы идем сразу после них.

Весна, Днепр, баржа.

Идет из Киева в Чернигов...

* * *

Тихон-Тишка

* * *

Собака Даша

* * *

М.: Мы сейчас переходим к той части передачи, где вопросы задают зрители и через некоторое время я обращусь к сидящим в зале, поэтому пока можете подумать, есть ли у вас вопросы к Михал Михалычу. Мы посмотрим первый видео-вопрос.

Зритель: Здравствуйте, Михал Михалыч! Меня зовут Виктор, я из города Королев, работаю продавцом-консультантом. У меня есть к Вам вопрос. Существует выражение "цена человеческой жизни". В каких единицах она измеряется для Вас?

Ж.: Я могу даже сказать - цена человеческой жизни для меня измеряется в человеческих жизнях страдающих или приближающихся к этой. То есть если эта жизнь уходит, сколько человек останутся несчастными, вот такова цена одной жизни - всё! По-моему, неплохо ответил.

Вопрос: Добрый вечер, Михаил Михайлович! Меня зовут Регина, я являюсь студенткой Гнесинки. Хотела бы спросить у Вас, а как должен себя вести мужчина, чтобы его сочли благородным человеком? И в каком облике он должен предстать, чтобы его сочли подлецом?

Ж.: Сочли! Чтоб сочли подлецом, не надо ни в каком облике представать. Почему-то у нас странное ощущение, что все плохие люди хотят выглядеть благородно. Вот ощущение такое, что и жулик хочет выглядеть благородно. Что она спросила, как человек должен выглядеть?

М.: В каком облике должен предстать, чтобы быть подлецом или благородным человеком.

Ж.: То есть она пытается понять, как разглядеть, при том, чтобы...

М.: Да, видимо, проблема у нее, у Гнесинки.

Ж.: Да, конечно, это понятно, что у нее проблема. Да как же ты его сразу так узнаешь... Никогда ты благородного раскусить не сможешь просто так... Вот я бы сказал так: неважно одетый, неприспособленный, плохо выглядящий среди других, скорее всего - благородный человек. Спасибо за внимание.

М.: Пожалуйста, кто хочет задать вопрос, поднимайте руку.

Зрительница: Серова Татьяна Ивановна, учитель истории. Михал Михалыч, всегда хотела Вас спросить: что бы Вы хотели пожелать сейчас мне и моим коллегам, когда мы преподаем современную историю?

М.: Какой хороший вопрос.

Ж.: Вопрос действительно замечательный. Отвечаю! Не надо быть оппозиционером, не надо быть реакционером, надо быть свободным. Когда меня насильно заставляют занимать какую-то позицию, я чувствую насилие - самое главное в моей жизни. Я его ненавижу, это насилие. Не могу присоединиться ни к чему. Так постарайтесь быть свободными и всё. Говорите, что хотите. И у вас получится, я уверен.

Зритель: Михал Михалыч, можете ли Вы прямо сейчас вспомнить, когда у Вас был самый долгий период застоя, когда просто не хотелось писать? И когда у Вас был период наибольшего творческого подъема, наподобие Пушкинской Болдинской осени?

Ж.: Застой у меня был (я не знаю, застой это или нет), в 88-ом году. У меня был период ликования, мне казалось, кончилась наша тяжелая жизнь, пришла демократия. 87-й, 85-й, 86-й, период Горбачева и так далее. Я не мог писать в свом жанре, я не мог заниматься тем, чем я занимался до того. Я просто был благодарен жизни. И я в результате ничего хорошего за это время не написал. А сейчас - сейчас опять. Что навевает подозрения о том, что жизнь наша стала хуже. Потому что вдохновение есть, темы есть. Начинаешь писать, оно всё идет. Когда не задевает, ты не пишешь. Сейчас задевает, сейчас ты понимаешь - это фальшь, стеклянные глаза, совершенно другие люди. Опять те же лица. Я помолодел на тридцать лет, я вижу снова те же лица на съезде, снова те же самые разговоры.

М.: Михал Михалыч, а что нам мешает жить нормально? Почему или так или так? А вот нормально не получается.

Ж.: Что нам мешает жить нормально - воспоминания. Нам кажется, что раньше было лучше. Настолько... Вот мы знаем две жизни - ту, прошлую, которой жил я, я не знал, что это экстрим, сейчас вот молодые ребята, они любят так жить: без еды, без воды, без света, без ничего, я жил так все пятьдесят лет, я не знал, что это экстрим. Оказывается, это экстрим, этим можно увлекаться. Наши люди третьей жизни не видели. Они видели только две: прошлую, где в общем, благодаря тому, что жили одинаково, были многие довольны. Не счастливы, но довольны. Либо то, что сейчас: некоторые счастливы, большинство недовольно. Значит, вот это ощущение между двумя жизнями и незнание третьей жизни, которой живет большинство людей в хороших развитых странах и которой можем жить мы и будем, наверное, жить, когда сами начнем хотя бы еду выращивать свою. И будем жить, конечно, вот этой третьей жизнью, вот я этого жду. Мы ее пока не видели, она нам не знакома. Спасибо за внимание.

Зритель: Михал Михалыч, в течение десяти лет в России как-то погасли политические анекдоты, касающиеся первых лиц государства. Последнее время они вдруг появились. Что бы это значило?

Ж.: Это значит, что не только я начал писать.

М.: Я понимаю, что количество вопросов к Михал Михалычу бесконечно, я могу только сказать всем нашим зрителям, что я надеюсь, что на канале "Россия" эта передача выйдет через месяц. И все, кто не задал свои вопросы, сможет их задать. А эта передача закончена, всего доброго, до свидания, пока.